Документы
Демография
Корпоративный спортивный клуб
Новости
Как Петр I подданных к гребле приучал
9 июня 2022 г. исполняется 350 лет со дня рождения Петра I. В честь этого события предлагаем вам вспомнить о некоторых делах великого российского императора — а именно о тех, что связаны с морем, лодками и греблей. У Петра I на этот счет было много блестящих идей, правда, приходилось идти на хитрости, чтобы их реализовать...
То бороду сбрить, то под парусом
ходить
300
лет назад жители Санкт-Петербурга чуть ли не каждый день узнавали о новых
указах императора. За месяц он подписывал по 50 штук и добавлял подданным все
больше задачек. То бороду сбрить, то в европейское платье переодеться. А в июле
1710 года Петр I повелел, «чтобы всех чинов люди, которые в Петербурге
обретаются, во время ветра ездили Невою-рекою на судах парусами».
Идея
хороша да только где взять такие суда? У жителей в то время не то что парусных,
даже весельных лодок — по пальцам пересчитать. Трудно было Петру при таких
вводных превратить город в морской порт.
Бесплатно и навечно, но с одним
условием…
Будущая
столица вся была изрезана притоками Невы и каналами, однако великий государь не
торопился строить мосты. Точнее, он специально отказался от них, чтобы
петербуржцам приходилось перебираться с берега на берег по воде.
А чтобы было, на чем перебираться, в начале 1718 года на берегу Фонтанки, напротив Летнего сада, соорудили Партикулярную верфь. Там начали строить яхты, одномачтовые буеры, небольшие ялики и весельные лодки. Из казны потратили на эти цели 125 000 рублей — гигантскую по тем временам сумму.
Петр I на верфи
Дальше — больше. 12 апреля Петр подписал бумагу, которую историки называют «Указом о Потомственном Невском флоте». Богатым или, как тогда говорили, «достаточным» жителям Петербурга раздали «безденежно в вечное потомственное владение» 141 новенькое судно. С одним условием: владельцы должны были сами чинить их и по износу строить другие. Все эти суда составляли так называемый «Невский или буерный флот», но построить лодки и подарить их приближенным — полдела. Нужно заставить пользоваться!
Не хочешь веселиться? Плати штраф
Однажды теплым воскресным утром в Петербурге раздался пушечный выстрел. Он означал, что на Неве стартуют «экзерциции» — тренировки на воде. Согласно Указу государя, все владельцы судов каждое воскресенье должны были упражняться в управлении парусами и маневрировании. В июне — по 4 часа, в июле — по 3 с половиной, в августе — по 3, в сентябре — по 2 с половиной, а в октябре — по 2 часа.
Прогульщикам выписывали штрафы. И не маленькие! На первый раз изволь заплатить 3 рубля, за второй пропуск — 6 рублей, за третий — 9 и так далее. В общем, дешевле явиться.
Вниз по Неве
Учения
называли «водяными ассамблеями». По возможности в них участвовал и сам Пётр
вместе со своей супругой Екатериной. Император говорил, что эти мероприятия
нужны «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по
водам и смелости в плавании». За такими словами стоит грандиозная задумка:
ввести сухопутную Россию в ряд морских держав.
Как бал-маскарад, только лучше!
Участники
ассамблей брали на борт дам и музыкантов, палили из пушек, украшали судна
флагами. На некоторых лодках закрепляли качели. В таком виде флот проходил по
Неве в Екатерингоф или к острову Котлин. Там все выходили на берег, ужинали,
гуляли по рощам, а затем возвращались в город.
Более
того, Петр I частенько устраивал праздники на воде — морские гуляния. Ни одно
важное событие в столице не обходилось без участия Невского флота, будь то
перенос мощей Александра Невского или закладка крепости Кронштадт.
Шли годы, жители привыкли к водным ассамблеям и освоили новые навыки. Кроме того, совместное времяпрепровождение объединило сподвижников Петра.
Перенос
мощей Александра Невского
Реинкарнация для аристократов
Невский
флот просуществовал до 1770 года и стал прообразом возникших позже яхт-клубов.
В те годы такого понятия не было, но по сути, это был именно яхт-клуб — со
своим уставом, флагом, форменной одеждой для экипажа и так далее.
В
1846 году Невский флот возродился, но уже в другом формате и качестве. Николай
I утвердил Устав Санкт-Петербургского императорского яхт-клуба. Инициатива
принадлежала князю Лобанову-Ростовскому, чей предок был членом Невского флота.
Состоять в яхт-клубе было престижно, допускались туда только дворяне. А что же
насчет простых людей?
Моряк на все руки
В
1858 году жители северной столицы организовали первый гребной клуб для всех, а
не только для аристократов. Если точнее, это был кружок любителей гребли,
который назывался «Моряк на все руки». В 1860 году кружок получил официальный
устав и был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб.
Именно он стал родоначальником гребного спорта сначала в Петербурге, потом и в России. Были разработаны первые правила ведения гонок, установлена длина дистанции для соревнований, появились протоколы результатов гонок. Члены клуба осваивали греблю на академических, народных судах и на байдарках. Раз в год они проводили соревнования на Неве и в дельте на Средней Невке.
Первые гонки на байдарках
Первые
гонки состоялись 31 июля 1860 года. С этой даты началась история гребли в
России, а Петербург стал столицей этого вида спорта. На воду вышли перевозчики
и матросы на шлюпках с двумя, тремя и четырьмя сиденьями, а также любители
гребли на «байдарках».
Правда,
те байдарки сильно отличались от нынешних. Грести надо было длинным веслом,
сидя на возвышении. 400 саженей (731 м) с двумя поворотами — такую дистанцию
победитель гонки преодолел за 7.59 минут.
В
1871 году на старт вышли уже другие лодки — деревянные байдарки клинкерной
постройки, и это были первые в России настоящие соревнования на
байдарках. Участвовали в них только мужчины, а женщины получили такое право
только спустя четыре года.
Теперь все вместе
Соревнования между командами городов в то время почти не проводились, но гребля на байдарках и каноэ все равно развивалась. Так, в 1867 году открылся Московский речной яхт-клуб «Стрелка». В 1892 году провели первое первенство России, победителем которого стал москвич Сергей Шустов. Он прошел 690 саженей (1261 м) за 6.30 минут.
Долгое время центрами гребного спорта России оставались
Петербург и Москва. И только в 1908 году был организован Всероссийский союз
гребных обществ, который объединил московский и питерский клубы, а также
большинство гребных обществ Поволжья и других городов.
С днем рождения, Великий
Вот так увлечение Петра I морским делом впиталось в
жителей страны, прошло через века, трансформировалось и положило начало
гребному спорту, каким мы знаем его сейчас. В честь дня рождения государя в
Санкт-Петербурге ежегодно проводится Петровский гребной марафон — праздничное
историко-культурно-спортивное мероприятие.
Гребцы преодолевают расстояние от Ладожского озера по Неве
до Петропавловской крепости, а это 68 км. Для кого чересчур, идут на 40 км или
6 км. Участвовать можно всем, кому исполнилось 16 лет. Допускаются все классы
гребных судов и даже самодельные суда без класса…
Марафон является крупнейшим в России: полторы тысячи
человек приезжают на мероприятие со всей страны. Пожалуй, такой «водной
ассамблеей» именинник точно остался бы доволен.